Обучение детей по реализуемым программам осуществляется за счет бюджетных ассигнований Нижневартовского района.
МБДОУ "Новоаганский ДСКВ "Лесная сказка" реализует:
примерную образовательной программы дошкольного образования "ДЕТСТВО" (руководители авторского коллектива — Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева), разработанной на основе и в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования
|
Девиз программы «Детство»:
«Чувствовать — Познавать — Творить».
|
«Детство» – это универсальная комплексная система развития и воспитания детей в детском саду, составленная в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства – младшего, среднего и старшего возраста.
На первый план в программе выдвигается воспитание позитивного, гуманного отношения ребенка к окружающему миру.
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка.
Целостность и единство разделов программы определяется связью ее трех магистральных линий:
Линия чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает его эмоционально-комфортное состояние, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром.
Линия познания основывается на характерном для ребенка дошкольного возраста чувстве удивления и восхищения миром. На задача - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача педагогов - обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Педагогу предоставлено право самостоятельно определять их место в режиме дня, а так же решать, какое образовательное содержание может быть реализовано через совместную и самостоятельную деятельность детей, в процессе игр.
В детском саду реализуются также
парциальные программы:
«Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста», под ред. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
принцип полноты, обеспечивающий реализацию всех разделов программы;
принцип системности, подразумевающий систематическую работу в рассматриваемом направлении, гибкое распределение материала в течение года и дня;
принцип учета условий городской и сельской местности, позволяющий компенсировать неосведомленность ребенка о правилах поведения в непривычных для него условиях;
принцип интеграции, способствующий использованию программы как части основной общеобразовательной программы детского сада;
принцип координации деятельности педагогов, обеспечивающий последовательность изложения темы;
принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, подразумевающий активное участие родителей в образовательном процессе, направленном на освоение ребенком знаний о правилах безопасного поведения, здоровом образе жизни и формирование соответствующих умений и навыков.
|
|
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушакова
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
В программе выделяются особенности работы в каждом возрасте над развитием связанной речи, обогащением словаря, освоением грамматически правильной речи, развитием звуковой культуры речи и образной речи.
Младший возраст – освоение разговорной речи. Главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Средний возраст – развитие инициативности и самостоятельности речевой активности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога.
Старший возраст – работа над нарастанием контекстности детской речи: развитие творческой речевой деятельности ребенка и выразительности его речи; развитие индивидуальных способностей; воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
Концепция программы базируется на научном положении Ф.А. Сохина о необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка и речи, лингвистического развития в дошкольном детстве. Поэтому важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка. В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми.
|
|
«Мы» Н. Кондратьева
Задачи:
-
развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
-
формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
-
помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Ядро содержания программы Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.
Известно, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «мы», т.е. единства. Это и определило название программы. Мы — жители планеты. Все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщаться к нему, это коллектив единомышленников: ученых, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.
В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому — как этический принцип поведения человека.
В программе используется термин Н.Н. Кондратьевой «экологически ориентированная деятельность», т.е. доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребенком с целью приобретения опыта гуманного взаимодействия с природой.
|
|
«Экология для малышей» Е.В.Гончарова
Цель программы: формирование экологической культуры на основе историко-графических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур.
Направлена на подготовку дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем, развитие у детей потребности в здоровом образе жизни, воспитание экогуманнистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности социально-экономических процессов в ХМАО.
Программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей детей и состоит из следующих разделов:
-
Где мы живем?
-
Многообразие растительного и животного мира ХМАО.
-
Сезонные изменения в природе ХМАО.
-
Природа и человек в условиях ХМАО.
-
Человек и его здоровье.
-
Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей, средней, старшей и подготовительных групп.
-
Гаврилова О.Н. Перспективное планирование наблюдений на прогулках в младшей, средней, старшей и подготовительных групп.
-
Гаврилова О.Н. Природа края в художественной литературе: растительный мир, животный мир, времена года, домашние животные
|
«Я – человек» С.А. Козлова
Цель программы: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.
Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».
Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.
Программа способствует формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой; помогает воспитывать внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей, что приучает быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью.
|
|
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева
Программа определяет новые ориентиры в нравственно–патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно–эстетическому, физическому, социально–коммуникативному развитию детей.В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно–патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
|
|
«Культура и творчество в детском саду» А.В.Бородина
Цель программы - создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, духовно-нравственного и патриотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно-историченским традициям. Программа охватывает все образовательные области в соответсвии с ФГОС ДО
|
|
«Физическая культура - дошкольникам» Л.Д.Глазырина
Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Программа предполагает 3 направления работы:
оздоровительное – обеспечение качественной работы ДОУ по укреплению здоровья детей; нацелено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды
воспитательное – обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его сил и способностей;
образовательное – обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей; предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка.
|
С целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответсвенности в деле сохранения собственного здоровья в ДОУ реализуется программа "Здоровый малыш" (ознакомиться программой можно здесь)
|
|
Программа «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.
Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
|
программы коррекционного обучения:
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной
Программа предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
|
|
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной
Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим организовывается активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия.
|
Наряду с программами педагоги ДОУ активно внедряют и эффективно используют различные педагогические технологии:
-
здоровьесберегающие технологии
-
информационно-коммуникативные технологии
-
экспериментирование
-
мнемотехника
-
ТРИЗ
-
логоритмика
- проектно-исследовательская деятельность
-
развивающие игры (В.В.Воскобовича, Б.П.Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша)
-
сказкотерапия
Данный выбор программ и технологий обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса, содействует эффективному решению задачи преемственности при переходе из одной возрастной группы в другую, и способствует развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие.