Детский сад "Лесная сказка" – учреждение комбинированного вида. В нем функционируют 4 группы общеразвивающей направленности, работающих по программе "Детство", а также 2 группы комбинированной направленности, которые посещают дети с речевыми нарушениями. В этих группах нараду с общеобразовательной программой реализуются коррекционные программы Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
В логопедические группы зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения: ОНР (общее недоразвитие речи), ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи), алалия и др. Эти нарушения часто сопровождаются дополнительным нарушением органического характера – дизартрией. Срок коррекционного воздействия определяется индивидуально для каждого ребёнка и зависит от тяжести речевого нарушения (от 1 до 2-х лет). Набор детей в логопедические группы, срок занятий с логопедом определяется территориальной ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), на которую направляются нуждающиеся дети.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи, и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного экологического, художественно-эстетического развития ребёнка.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
-
Формирование правильного звукопроизношения (развитие фонематического слуха и восприятия; работа над слоговой структурой слов; развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодики).
-
Развитие, пополнение, активизация словарного запаса.
-
Практическое усвоение грамматических форм речи.
-
Развитие связной речи (диалогической, монологической, описательно-повествовательной).
-
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В целях реализации общеобразовательных и коррекционных задач содержание обучения строится в двух направлениях – диагностическом и коррекционно-развивающем. Учителя-логопеды осуществляют индивидуальную диагностику речевого уровня каждого ребёнка, создают план дальнейшей работы по коррекции речевых нарушений с учетом возрастных, психофизических особенностей. В ходе коррекционного процесса систематически отслеживается динамика развития речи ребёнка. В работе логопеда осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику. С детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия по коррекции всех сторон речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи.
В коррекции речевых нарушений принимают участие не только учителя-логопеды, но воспитатели групп и узкие специалисты (педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания), а также родители. Эффективности всего коррекционно-воспитательного процесса по преодолению речевых дефектов у детей помогает взаимодействие всех участников.
Учителя-логопеды являются организаторами, главными участниками, а также координаторами коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Они проводят работу не только непосредственно с детьми, но и с педагогами детского сада, родителями. Профилактике речевых нарушений, популяризации логопедических знаний среди родителей нелогопедических групп, помогает проведение логопедами детского сада Дней открытых дверей, тематических речевых родительских собраний, оформление стендов.
С целью создания единого речевого режима в ДОУ оборудованы логопедические кабинеты, речевые центры в группах, оформлены информационные стенды в приёмных групп и фойе детского сада.
В детском саду работают два учителя-логопеда: Деликатная Веран Николаевна, Антончук Елена Сергеевна
Локальные акты, регламентирующие деятельность по оказанию логопедической, психологической помощи детям, работы ППк (психолого-педагогического консилиума)
программы коррекционного обучения:
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной
Программа предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
|
|
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной
Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим организовывается активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия.
|
Наличие условий организации обучения и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.